На протяжении веков витражи заставляли восхищаться своей неописуемой красотой. Несмотря на то, что истоки этого вида искусства скрыты в глубине веков, сегодня он не потерял своей актуальности и актуальности. Это вполне логично объясняется тем, что такой декор, с красивым и аккуратным оформлением, способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.
Витражи на стекле своими руками
Витражи своими руками может создать даже начинающий мастер, при условии, конечно, если вы выберете доступную технику исполнения, коих существует множество витражных произведений искусства. В настоящее время в специализированных магазинах и художественных салонах можно найти все необходимое для изготовления витражей с использованием современных упрощенных техник, которые намного проще выполнять, в отличие от классических технологий. Это стало возможным благодаря современным разработкам и специальным материалам, которые очень точно имитируют «классику».
Постепенно накапливалось разнообразие стилей и техник витражей с учетом секретов старых мастеров и новых устоявшихся практик. Многие из них используются сегодня и должны быть рассмотрены, прежде чем решать, какой вариант наиболее подходит не только с точки зрения дизайна, но и с точки зрения сложности самого технологического процесса.
Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю
Для изготовления витража можно выбрать дизайн в различных стилях, как «окрашенных благородной стариной», так и ультрасовременных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском и индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко и другие стили, соответствующие разным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.
Витражи имеют богатую историю и изготавливаются в самых разных стилях
Каждый из существующих стилей способен отразить приверженность владельца квартиры или дома определенной эпохе своей фактурой, формами и цветами. У всех стилей витражей есть свои требования и каноны, которых следует придерживаться при выполнении.
Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическим дизайном, в котором был ограничен выбор предметов и материалов. В связи с развитием искусства и появлением новых техник возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных фактур классики все активнее стали использоваться выразительные цвета и дизайн современности и абстракции.
Витражи способны самостоятельно определить стиль интерьера комнаты
Довольно часто мастера в своих работах используют разные стили и приемы, способные оживлять и дополнять друг друга, что помогает органично адаптировать витражи к общему декору дома.
Иногда витраж выбирается для отдельной комнаты как стилевое оформление всего интерьера, а остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражное изображение становится центром интерьера.
Цены на витражную пленку для окон
тонированное стекло пленкой
Если в планы жителей дома входит отделка комнат в разных стилях, то витражи способны объединить их в единую композицию. Стеклянные картины, которые украшают окна, способны создать невероятную особую цветовую световую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного света. Кроме того, фальш-окна с искусственным освещением, часто устанавливаемые в ванных комнатах или на лестничных клетках, тоже можно украсить витражами.
Освещаемое изнутри окно играет роль фальш-окна
Однако прежде чем выбрать стиль витража, нужно определиться с техникой, в которой он будет выполнен.
Техники исполнения витражей
Как было сказано выше, существует множество техник изготовления витражей, но многие из них можно назвать базовыми:
Классическая техника
Классическая техника витража известна со времен средневековья. Картины, выполненные с его помощью, составлены из осколков стекла разных оттенков и заключены в металлические рамы.
Классическая витражная техника очень сложна
С точки зрения изготовления такой вариант можно назвать самым сложным и обычно его поручают выполнять только опытным мастерам-профессионалам. Для изготовления такого изображения потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, сварки или металлического каркаса пауков, а также хорошо освещенное, просторное и изолированное рабочее место. Все это стоит приобретать и оснащать только в том случае, если вы планируете заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. И, честно говоря, требуются и первоклассные профессиональные навыки.
Английская или пленочная техника
Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло по заранее подготовленному рисунку специальной самоклеящейся пленки различных цветов.
Витражи в пленочной технике
Каждый из фрагментов такого витража после приклеивания обрамляется свинцовой лентой. Если в межкомнатную дверь установлено стекло с этим витражом, то свинцовая лента наклеивается с двух сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее обрезанные концы накладываются внахлест и закатываются.
Преимущества пленочной технологии в том, что все работы выполняются на твердом стекле, не требующем разрезания на отдельные фрагменты и их сложной обработки.
К тому же витраж в английской технике можно сделать намного быстрее классического, и даже начинающий мастер при внимательном подходе может сделать это сам.
«Фьюзинг»
«Фьюжн» нельзя назвать новой техникой изготовления витражей, так как она использовалась с тех времен, когда начали производить стекло, конечно, претерпев за годы значительные улучшения.
Очень красивые и оригинальные витражи, выполненные по технологии «фьюжн»
Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «фьюжн», что переводится как смешение или фьюзинг. Именно этот процесс происходит со стеклом при изготовлении витражей аналогичным способом. В домашних условиях изготовить витраж в такой технике не получится, так как для его изготовления требуется специальное оборудование для плавления стекла, которое может поставляться только при очень высоких температурах.
Сделанное таким образом остекление не имеет швов и не требует использования металлических рам.
Процесс создания витражного изображения выглядит следующим образом:
- На прозрачное стекло необходимого размера, уложенное на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей укладывается мозаика из кусочков цветного стекла.
- Кроме того, это изделие отправляется в специальную печь, где происходит процесс спекания отдельных осколков стекла друг с другом и с основанием, на которое они уложены.
Технология «фьюжн» заключается в постепенном нагревании мозаики и ее томления при температуре 800 градусов — это уровень, необходимый для плавления и спекания отдельных кусочков стекла вместе. Плавление проходит под строгим контролем, так как момент готовности продукта упускать нельзя, иначе начнется процесс изменения структуры материала: расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.
- Когда структура остекления станет однородной, его необходимо охладить.
- Затем проводится еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
- «Плавка» включает не только плавку и спекание, но и методы обработки стекла во время этих процессов. Кроме того, если желаемый результат не достигается, проводится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и придании остеклению выпуклой или криволинейной формы.
В конце работы получается стеклянная картина, сделанная из очков разных оттенков, надежно и герметично сваренных между собой. Эта техника используется для изготовления витражей, выполненных в различных стилях, так как открывает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.
«Тиффани»
Техника витража тиффани выполняется во многом схоже с классической. Для изготовления изображения в этой технике готовится полноразмерная модель в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.
Во многом повторяя «классическую» технику «Тиффани»
Края стеклянных деталей обработаны и отшлифованы для получения гладкой поверхности. Затем каждый из элементов витража окантовывается медной лентой, концы которой свариваются. На следующем этапе обрамленные фрагменты соединяются между собой по схеме пайкой оловом, выполняемой мощным паяльником.
В отличие от классического, в технике тиффани используется только медная лента, которая намного гибче и стабильнее свинцового профиля и легче деформируется с последующим сохранением формы, что позволяет обрамлять даже мелкие стеклянные детали. Благодаря этому техника тиффани используется не только для витражей, но и для изготовления множества различных элементов интерьера, например, абажуров для настольных ламп и люстр.
Абажур Тиффани для настольной лампы
Все детали, «одетые» в медный каркас, после сваривания концов профиля закатываются роликом перед соединением в общую композицию, при этом лента сжимает фрагмент стекла.
Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»
Пескоструйная техника
Окна с пескоструйной обработкой изготавливаются на специальном оборудовании, которое подает струю воздуха с песком под высоким давлением.
Пескоструйные мотивы
Создание складных картин в этой технике происходит следующим образом:
- Подготавливается прозрачная стеклянная пластина, на поверхность которой наносится и закрепляется трафарет с рисунком.
- Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струйкой под высоким давлением. Поверхность от такого эффекта теряет прозрачность и становится непрозрачной.
- По окончании работы трафарет снимается со стекла, а на поверхности остается изысканный воздушный узор.
Этот вид остекления не требует установки рам и сложных фигурных вырезов стекла, а также приклеивания пленки. Но, как уже было сказано, обязательным условием является наличие спецтехники. При желании вы, конечно, можете заменить поток песка наждачной бумагой, но в этом случае вам придется делать трафарет из тонкого металла, так как картон — хрупкий материал, он начнет изнашиваться и не позволит вам чтобы воспроизвести точный узор. К тому же ручная работа займет много времени, но качество и глубина рисунка все равно не будут прежними.
Литая техника
Эту редко используемую витражную технику можно назвать одной из самых сложных, ведь каждый фрагмент мозаики выдуван или выплавлен вручную из витража. В процессе изготовления такого изделия осколки стекла получают особую задуманную фактуру, способствующую определенным оптическим эффектам, преломляющей игре световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единое изображение с помощью растворов и металлической арматуры.
Цветное литое стекло
Изготовить витраж в этой технике в домашних условиях очень проблематично, так как здесь помимо оборудования требуются весьма специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило, такие витражи являются произведениями искусства автора и практически не используются в практике строительства частного жилья.
Техника травления
Техника создания рельефного рисунка на стекле травлением предполагает использование плавиковой кислоты, которая обладает способностью разрушительно воздействовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния.
Техника гравировки позволяет получать глубокие рельефные мотивы
Когда кислота наносится на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество растворило только те части стеклянной пластинки, которые необходимы, наносится трафарет из кислотостойкого материала. Трафареты позволяют создавать на стеклянной поверхности четкие одно- или многослойные узоры с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. В этом случае кислоту наносят на разные части изображения столько раз, сколько слои предполагают выбранный узор. Однослойное остекление выполняется за один этап, и в этом случае нанесение кислоты просто приводит к потускнению стекла, делая его непрозрачным и шероховатым.
Нанимать в одиночку, без практики, на такую работу не стоит. Работа с такой сильной кислотой требует особой осторожности, так как можно легко повредить кожу или слизистые оболочки. Все операции производятся в специальных защитных средствах, в хорошо вентилируемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.
Расписной витраж
Преимущество витражной техники в том, что она может имитировать любой другой метод создания стеклянной мозаики.
Один из самых доступных приемов — роспись по стеклу
Процесс работы над ней включает несколько этапов:
- Сделайте рисунок и приготовьте стакан необходимого размера.
- Стекло ставится на стол над диффузным рисунком витража.
- По рисунку на стекло наносится контур краской выбранного оттенка. Обычно выбирают черный цвет, так как он отлично выделяет элементы изображения. После завершения этого этапа краске нужно дать хорошо просохнуть.
- Очерченные фрагменты витража расписаны витражными красками.
Как самостоятельно создать витраж в этой технике, будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока можно сказать, что это одна из самых доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению такой картины можно даже привлечь ребенка — ему будет очень интересно. И затраты, по сравнению со всеми другими методами, минимальны.
Контурная заливная техника
Техника литья, как и техника росписи, может имитировать любой метод изготовления витража, и с ее помощью можно оформить картину в самых разных стилях. Эта технология также отлично подходит для новичков, решивших украсить свой дом витражами. Для воспроизведения любого изображения на стекле необходимо подготовить рисунок и краски для витража, которые обычно выпускаются в тубах со специальным носиком, для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.
Узор, выполненный в технике контурной заливки
Первое, что нужно сделать, это методом трассировки перенести на стекло очертания дизайна. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться полного высыхания краски схемы.
После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости размажьте кистью. Краска заливается достаточно толстым слоем, 1 ÷ 1,5 мм, однородным и по мере высыхания должна давать гладкую поверхность без художественных мазков кистью. Если по чертежу необходимо придать объем отдельным фрагментам витража с помощью цвета, необходимо заранее подготовить краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно рисунок образца.
Следует отметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовые технологии методов, поэтому их смело можно назвать комбинированными. Например, для упрощения метода окраски или литья вместо красок используется цветная пленка. То есть изначально по чертежу на стекло приклеивается пленка, между фрагментами которой остается зазор 3 ÷ 5 мм. Затем этот промежуток заполняется черной глазированной краской, которая создает границу отдельных фрагментов общей мозаики.
Ознакомьтесь с мастер-классом росписи стен по трафаретам своими руками, а также фото и видео в специальной публикации на нашем портале.
Стили витражей
Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но при выборе дизайна по этому критерию, конечно, необходимо опираться на дизайн всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.
Стили витражей могут иметь множество подвидов и по этой причине иногда даже сложно определить наиболее правильную классификацию дизайна. В этом случае рекомендуется опираться на характеристики изображения, цветовую гамму и канонические характеристики.
Античный стиль
Древний стиль основан на древнегреческих и римских корнях. Своеобразие и гармония элементов этих направлений не утратили своей популярности и в наше время, к тому же многие детали более поздних стилей были заимствованы из древних.
Старинные витражи
Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из множества фрагментов и могут быть изготовлены любым из описанных выше приемов. Если принято решение придерживаться определенного направления, важным условием является соблюдение характеристик, присущих именно этому стилю:
- Дизайн должен напоминать старинную мозаику с элементами греческого орнамента — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажи с архитектурными сооружениями, имеющими характерные детали построек того времени — колоннады, аркады, треугольные фронтоны и т.д.
- Довольно часто при изготовлении витражей этого стиля используются смешанные техники, с использованием не только осколков стекла, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
- Антикварные мотивы используются в витражах, установленных в виде фальш-окон в ванной, в стеклянной отделке межкомнатных дверей и, конечно же, в оконных проемах с естественным освещением.
Древнеегипетский стиль
Этот стиль интерьера и витражей никогда не выходил из моды с тех пор, как он был введен в европейскую культуру Наполеоном после поездки в Египет. Витражи в древнеегипетском стиле с тех пор не претерпели существенных изменений, сохранив геометрию рисунка и теплые тона.
Сюжеты древнеегипетского сюжета остаются в моде
- Типичные цвета древнеегипетского стиля — теплые оттенки охры, песка, коралла, оранжевого и желтого, которые хорошо сочетаются с коричневым, глубоким ультрамариновым синим, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в черной оправе.
- В этом стиле используются традиционные орнаменты из Древнего Египта, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных и знаменитые иероглифы.
- Для витражей этого направления подходят желе, «тиффани», «фьюжн», пленочная и классическая техника.
Витражи в египетском стиле обычно используются для ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален из-за перенасыщенности деталей.
Готический стиль
Готический стиль зародился в Западной Европе в средние века и активно развивался в 12-15 веках. Со временем он стал более сложным, обогащенным различными элементами и оттенками.
Готический «крутой» стиль
- На начальном этапе зарождения стиля витражи в основном изображались росписями с религиозными мотивами, позже стали появляться символические фигурки животных, рыцарские турниры и сцены охоты.
- Готические витражи имеют глубокие, богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
- Фрагменты изображения обрамлены золотом, патиной или черненой медью, что может подчеркнуть принадлежность этого элемента интерьера к готическим мотивам.
- Наиболее оптимальные техники изготовления витражей в готическом стиле — желатин, роспись, «тиффани», классический, кинематографический и даже комбинированный.
Надо сказать, что для обычной квартиры такой стиль внутренней отделки будет мрачным и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к монументальному холодному направлению в искусстве. Готический стиль лучше всего подходит для больших приемных и высоких потолков в католических церквях.
Цены на витражную пленку DELUXE
оконная пленка DELUXE
Индийский стиль
Индийские витражи появились много веков назад как украшение оконных проемов богатых домов в Индии. Позже, как и многие другие стили, он был обогащен и несколько разбавлен фактурами и мотивами из других стран, но в целом сохранил свою оригинальность.
Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок
- Индийский стиль отличается яркостью поднимающих настроение цветов: это красно-оранжевый, желтый и ярко-зеленый, голубой и другие, словно освещенные снаружи тенями солнца. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
- Индийские витражи включают изображения божеств на фоне водной глади и сочной зелени или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на всех картинах этого стиля.
Классика орнаментов в индийском стиле: кашемир или иными словами «огурец»
- Для исполнения этого окна использована классическая техника «тиффани», роспись и штукатурка.
Стиль модерн
Модерн стал модным после художественной выставки, состоявшейся в Париже в 1900 году, и, вероятно, навсегда стал одним из самых популярных стилей как в искусстве, так и в архитектурном дизайне.
Витражи в стиле модерн
Основная идея этого стиля — примат формы, т.е за основу взят постулат «форма важнее содержания».
- Стиль модерн отличается мягкими линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или цветочная тематика, а также легкое романтическое направление.
Витражи, выполненные в стиле модерн, часто содержат кованые решетки, перевитые густой зеленой растительностью с вкраплениями цветов, или цветочные горшки с установленными внутри букетами необычной формы.
- Витражи этого стиля выполнены в мягких пастельных тонах и поэтому прекрасно вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в помещении атмосферу тепла и уюта.
- Витражи могут быть выполнены в технике тиффани, заполнены пленкой или росписью.
Стиль арт-деко
Со временем замысловатое переплетение растений, кованые решетки, различные сцены из жизни рыцарей и религиозные темы были заменены более простыми формами современных стилей. Один из них, который многие оценили, — это стиль ар-деко.
Ар-деко — преобладание крупных деталей и симметрия изображения
Это направление появилось в 20-х годах прошлого века и пользовалось особой популярностью до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко также довольно часто используется в дизайне современных квартир и домов.
- Мотивы этого стиля витражей отличаются симметрией расположения элементов, четкими линиями и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся узором.
- Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеперечисленных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые можно вырезать из стекла или пленки, а также выгравировать специальной кислотой или залить краской.
Витраж в абстрактном стиле
Абстрактное искусство, как признанный стиль, появилось в 1910 году после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали использовать для изготовления различных элементов интерьера, в том числе витражей.
Абстрактный стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка
Абстрактный стиль можно выбрать для различных интерьерных решений, ведь в нем слились разные направления витражного искусства.
- Абстрактное искусство отличается множеством фрагментов правильной и неправильной формы, яркостью и богатством красок, которые придают выразительность всему помещению, в котором находится художественное панно.
- Абстрактный витраж выполнен в техниках роспись, литье, пленка и заливка.
Выбрав подходящую технику исполнения, витраж в этом стиле можно изготовить самостоятельно — здесь просто нет границ для фантазии.
Детский витраж
Самый интересный и трогательный — это детский витраж в стиле. Разнообразие тематики и мотивов детских мотивов дает большой простор для родительской фантазии и вполне возможно вовлечь детей в процесс подготовки эскиза. Чаще всего на таких витражах изображены герои любимых сказок и мультиков, а также стилизованные животные.
Витражи для детских комнат обычно изображают персонажей из любимых мультфильмов
- Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенок сразу видел, что на нем изображено. Надо продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые могут сделать изображение мягким и спокойным, но в то же время ярким и бросающимся в глаза.
- Витраж можно поставить на часы или зеркало, встроенное в шкаф, но не стоит этого делать на окне, особенно если квартира находится выше первого этажа. Окно — зона наибольшей опасности, и ребенок тоже подсознательно добьется красивой яркой картинки.
Настенные часы из цветного стекла
- Также в целях безопасности нужно хорошо продумать технику покраски. Он не должен состоять из отдельных осколков стекла, даже если они очень хорошо склеены между собой. Полностью исключить выступающие острые выступы.
Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей подходят пленочные техники, техники литья и росписи, а еще лучше, если изображение будет нанесено на безопасное синтетическое стекло.
О том, как использовать лепнину в интерьере в различных стилях отделки, узнайте в специальной публикации нашего портала.
Изготовление витража своими руками
Самая простая из всех техник изготовления витражей в домашних условиях, доступная для освоения новичкам, — это роспись и видеосъемка. Именно об этих приемах и пойдет речь более подробно.
Создание витража в технике росписи стекла
Иллюстрация | Краткое описание выполненной операции |
---|---|
|
Первым делом снимите мерки со стекла, на которое будет наноситься остекление. Исходя из этих размеров, нужно выбрать понравившийся готовый рисунок или, при достаточном опыте, выполнить его самостоятельно. Если готовый рисунок взят из Интернета, он распечатывается на обычных листах формата А4 в любом графическом редакторе, используя функцию многостраничной печати (для этого отлично подходит приложение Publisher, входящее в пакет MS Office). Затем фрагменты соединяются и склеиваются по линиям малярным скотчем, чтобы воссоздать единый узор. |
|
В этом случае рисунок выполняется самостоятельно, вручную. При этом важно убедиться, что каждая его деталь хорошо выделена, края прорисованы. |
|
На готовом эскизе идеально ровно ложится стекло, на которое будет перенесен весь рисунок. Стекло необходимо тщательно обезжирить спиртовым или нашатырным спиртом. |
|
После очистки стеклянной поверхности нанесенные составы аккуратно удаляются, так как «рабочая площадка» должна быть не только очищенной от жирных пятен, но и быть абсолютно сухой. |
|
Следующим шагом будет прорисовка всех контуров изображения на стекле по рисунку, помещенному под ним. Эти края обычно наносятся черной краской, так как она хорошо выделяет все фрагменты и делает окончательный рисунок более четким. Для цветного стекла, как уже было сказано выше, используются специальные витражные краски. Нанесенный контур должен полностью высохнуть, иначе можно испортить всю проделанную работу, случайно размазав краску при дальнейших операциях. |
|
После высыхания краев приступают к раскрашиванию готового рисунка. Этот процесс можно сравнить с детской книжкой-раскраской, где каждый из элементов должен иметь свой цвет. К этому этапу реализации окна нужно подходить творчески, но также с максимальной точностью. Это изменение цвета обычно наносится тонкими кистями: ранее нанесенные и высушенные края предотвратят растекание красок. |
|
Цвета должны быть максимально чистыми, яркими, обязательно гармонировать между собой. Если предполагается придать образу особый колоритный вид, лучше всего наносить более темные или более светлые оттенки позже, после высыхания основного и базового цветов. В противном случае он может испачкаться и вся работа будет потрачена зря. |
|
Готовый витраж должен выглядеть эстетично и аккуратно, а также хорошо гармонировать со стилем интерьера. Декорированное таким образом стекло можно аккуратно вставить в раму, например, межкомнатной двери, или использовать для украшения мебельных дверей. |
Создание витража в пленочной технике
В витражной технике используются свинцовая фольга и скотч. Обычно для кинотехники выбирают стилизованные рисунки, имеющие четкие формы — стиль арт-деко. При внимательном подходе такой витраж, наверное, сделать даже проще, чем с помощью красок.
Иллюстрация | Краткое описание выполненной операции |
---|---|
|
Чаще всего рисунок для выполнения витража в этой технике распечатывают на принтере с помощью уже упомянутых графических приложений. Таким образом, вы можете получить точные и четкие линии и формы всего, даже самых маленьких фрагментов. Если работа выполняется впервые, то не стоит брать слишком сложный рисунок с замысловатыми элементами. Линии рисунка должны иметь ширину около 4 ÷ 4,5 мм. |
|
После распечатки дизайна на листах их тщательно склеивают. Все линии должны идеально совпадать, так как от этого зависит эстетика конечного результата. |
|
Следующим этапом, подготовленным под размер стекла, необходимо тщательно очистить его от пыли и грязи, обезжирить со стороны, с которой он будет накладываться на рисунок. Затем стекло сушат. |
|
Сухое стекло кладут на готовый лист с рисунком. важно сразу получить необходимую однородность укладки по отношению к графическому дизайну, чтобы работа не искажалась относительно «холста». Рекомендуется обеспечить надежную фиксацию стекла, чтобы исключить случайное движение при дальнейших операциях. Рекомендуется использовать небольшие кусочки тонкого двустороннего скотча (показаны стрелками), размещая их в тех местах, где они не будут мешать рисунку витража. |
|
Для работы нужно подготовить специальные инструменты, такие как валик, ракель с войлочной подушечкой, узкий нож со съемными лезвиями, зажим, ножницы, металлические линейки разной длины. Из материалов вам понадобится самоклеющаяся тонированная стеклянная пленка разных цветов и специальный скотч для тонированного стекла на свинцовой основе подходящего оттенка. |
|
Стекло, помещенное на рисунок, необходимо снова тщательно обезжирить снаружи спиртовым раствором, затем просушить чистым микроволокном, что гарантирует не оставлять мелкие волокна на поверхности. |
|
Впоследствии работа начинается с фильма. Специалисты рекомендуют использовать для монтажа качественную пленку «RegaLead» британского производства, но она в несколько раз дороже продукции других компаний. Дешевые пленки могут быть нестабильными к ультрафиолетовым лучам, поэтому они могут очень быстро гореть, если стекло находится на солнечной стороне. |
|
Пленка нарезается для каждого элемента отдельно по его размеру. Здесь, конечно, оптимальным вариантом будет расположить подсветку рабочего стола снизу. Если это невозможно, вам нужно будет измерить каждый фрагмент линейкой и вставить его на место. |
|
Пленка обмеряется и обрезается чуть больше фрагмента изображения, а ее края корректируются после наклеивания. |
|
Перед приклеиванием каждого фрагмента место, где он будет наложен, тщательно очищается (обезжиривается) и просушивается салфеткой из микрофибры. |
|
Также, если фрагмент представляет собой полосу, подложка снимается с отрезанного куска пленки с одного из ее краев. Край детали закрепляют на стекле, шлифуя ракелем с войлочной насадкой. Другой край фрагмента растягивается, что дает возможность расположить его точно по линиям рисунка. |
|
Затем резким и быстрым движением полоску пленки прижимают к стеклу шпателем. Эту операцию нужно выполнять быстро, чтобы даже малейшая пыль не успевала осесть на поверхности стекла, иначе эффект точности может быть безвозвратно утерян. Лишняя пленка по краям стекла срезается острым ножом. Клей на обратной стороне пленки схватывается практически сразу, но не в полную силу, поэтому неровности можно исправить, если они возникли случайно. |
|
На этом фото две параллельные полоски приклеены к стеклу. Один из них уже прямой, по линейке прорезан, а второй только что приклеен и его края еще не обработаны. |
|
Пленка должна быть на черной полосе 1,5 ÷ 2 мм. По этой линии прокладывается длинная линия, по ней проводится острый нож и аккуратно удаляется лишняя часть пленки. В дальнейшем, в процессе работы, черные линии рисунка будут заклеены свинцовым скотчем, который приклеивается в последнюю очередь. |
|
В случае попадания пылинки под пленку нужно попробовать удалить ее. Для этого осторожно приподнимите край фрагмента, оторвав его от стекла, и осторожно удалите пылинку кончиком ножа, чтобы не повредить материал. категорически запрещается выполнять эту операцию пальцами, так как отпечатки от них обязательно останутся на клеевом слое пленки и будут хорошо видны на свету. После удаления пылинки пленка снова растягивается и прижимается шпателем. |
|
На этой иллюстрации показаны два готовых фрагмента будущего витражного колодца. |
|
Кроме того, работа продолжается по тому же принципу. Если элемент мотива имеет криволинейную конфигурацию, его коррекция проводится на месте. |
|
Для этого вырезается кусок пленки большего размера и после приклеивания из него аккуратно вырезаются лишние участки ровно по черным линиям рисунка. Здесь, конечно, очень важна «полнота руки», чтобы манипуляции с ножом были тщательно проверены, а края были гладкими, в точном соответствии с размещенной моделью. |
|
Если на задуманном рисунке рядом обнаружено несколько небольших фрагментов разного цвета, можно действовать двумя способами. В первом случае вся разноцветная область покрывается пленкой такого же цвета, а затем вырезаются лишние фрагменты. Таким образом, вы можете значительно выиграть в скорости изготовления витража, но проиграть в расходе материала. |
|
Можно сделать это другим, более профессиональным способом, когда каждый фрагмент изображения накрывается отдельным куском пленки и вырезается отдельно. Здесь достигается материальная экономия, но работа, особенно при отсутствии опыта, займет больше времени, а кроме того, велика вероятность ошибиться. Поэтому если выбран второй способ работы, то к отдельным элементам приклеиваются фрагменты пленки чуть большего размера. |
|
Вырезы также выполняются по черным линиям выкройки модели. Ни в коем случае не должны оставаться пленочные перекрытия соседних фрагментов, так как при повышении температуры материал имеет тенденцию расширяться, а при отсутствии зазора между отдельными элементами мозаичного узора на поверхности может появиться деформация. И со временем пленка начнет полностью отслаиваться от стекла. Поэтому между осколками должен оставаться зазор 1,5 ÷ 2 мм. |
|
Остальная часть дизайна вырезается и фиксируется на стекле в той же технике. |
|
На иллюстрации хорошо видно, как склеиваются элементы сложной изогнутой формы. |
|
Когда все цветные фрагменты заполнены пленкой, приступаем к приклеиванию свинцовой ленты. Этот материал для оправы может быть разного цвета — изготавливается лента под золото, серебро, медь с различными оттенками между ними. Свинцовая лента может быть непрозрачной или блестящей, она пластиковая, так как на 98 ÷ 99% состоит из чистого свинца, поэтому легко принимает любую форму и с ней очень удобно работать. Нижняя сторона этого цветного стеклянного материала также покрыта специальным клеем, который имеет отличную адгезию к стеклу. |
|
Каждый фрагмент витража обрамлен скотчем. Когда несколько линий ленты соединяются в одной точке, края должны перекрываться, то есть, если разрезы доходят до края всей композиции, они перекрываются сегментом, обрамляющим весь край. В середине выкройки края ленты также должны перекрываться. После приклеивания ленту сверху аккуратно закатывают валиком. |
|
Прямые линии витража, обрамленного свинцовой лентой, необходимо выровнять линейкой и шпателем — этот процесс нужно проводить сразу, пока клей еще не высох. |
|
Простой способ совмещения прямых линий позволяет сделать их идеально прямыми. Для этого на приклеенную полосу ленты прикладывают линейку, выставленную точно по выкройке, затем между линейкой и лентой проводят угол или край ракеля, который в конечном итоге зафиксирует ленту в определенном месте. |
|
Как было сказано выше, каждый край ленты должен перекрывать следующий приклеенный участок. Например, если приклеивается круглый участок с фрагментами, то за него берется целый кусок, а после расположения круга один край ленты накладывается поверх другого, а затем закатывается валиком. Обрезанные края необходимо прикрыть, чтобы они случайно не соприкоснулись и не оторвались во время чистки. Поэтому рекомендуется заранее тщательно продумать, какой из фрагментов, где и когда приклеивать. Нужно постараться спланировать последовательность склейки таким образом, чтобы в конце работы оставался только один открытый край ленты. |
|
После этого весь склеенный скотч закатывается валиком. |
|
Кроме того, с помощью специального зажима, который обычно входит в набор аксессуаров для создания витражей, необходимо пройтись по всем швам, прижимая полоски скотча друг к другу. Это делается во избежание образования трещин с последующим попаданием влаги или моющих средств в процессе эксплуатации. |
|
Лента прижимается с обеих сторон стыка, что, в том числе, придает общей композиции естественность настоящего стеклянного окна: достигается визуальный эффект «кованого стыка». Полная герметизация стыков и нахлестов обеспечит максимально долгую службу созданного остекления. |
|
После этого витраж нужно тщательно обработать очистителем, но нанести его нужно не на стекло с готовым рисунком, а на салфетку из микрофибры. Витраж натирают очень осторожно, только по ходу свинцовых полос, чтобы не было их смещения, так как клей еще не полностью застыл. |
|
Также из-под стекла можно вынуть шаблон модели. |
|
Готовый витраж должен иметь прямые линии и быть очень аккуратным. Только в этом случае он будет смотреться эффектно и станет полноценным украшением комнаты, эффектным центром дизайна интерьера. |
Если будет выбран один из простых приемов изготовления, освоить их можно довольно быстро. Однако, прежде чем приступить к изготовлению окончательного варианта витража, нужно немного потренироваться, чтобы хоть немного «набить руку». Возможно, этот творческий процесс может настолько увлечь кого-то, что после завершения картины на стекле начинающий мастер захочет сделать это профессионально.